Страничка психолога

Практический психолог Островая Карина Николаевна




Консультационное время для учеников и родителей:




Понедельник, вторник, четверг, пятница – с 12.00-15.00

Будущий первоклассник!


Подготовка ребенка к школе – это, конечно же, покупка  школьных принадлежностей, школьной формы, портфеля или рюкзака, но не только это. Самое главное, ребенок должен иметь желание идти в школу! В этом, пожалуй, заключается самая главная часть подготовки!
Если Вы слышите от своего будущего : «Я не хочу идти в школу», то это значит, что у него неправильная мотивация поступления в первый класс. Конечно, новый портфель, пенал, книги – это очень важно и красиво, но ребенок –  должен быть заинтересован самим процессом познания, тем фактом, что  – это место, где он узнает много интересного и нового, много чему научится. К этому нужно, конечно,  готовить малыша не за месяц или два, а намного раньше -  с 3-4 лет. Но даже если до начала занятий остался один месяц, то еще можно немного исправить ситуацию. Это Ваша задача – объяснить малышу, что он уже почти совсем взрослый, и в школе он много чему научится, чтобы быть умным и умелым.
Это абсолютно не значит, что нужно устроить ребенку экзекуцию обучением! Да и зачем, тогда школа? Конечно, малыш должен иметь определенный набор знаний и умений (о том,что должен знать первоклассник, мы поговорим в следующей статье), и очень неплохо, если он умеет читать, но письму, чтению, решению задач его научат в школе.
За оставшийся месяц нужно подтянуть тот необходимый минимум, без которого малышу будет трудновато адаптироваться к процессу обучения. Чтобы проверить, насколько ребенок готов к школе, нужно пройти специальное тестирование. Тестов много разных, но суть одна: определить интеллектуальную, эмоциональную и социальную зрелость малыша.
 
В рамках общеобразовательного учреждения практический психолог организует работу по основным направлениям деятельности: 
Психологическое просвещение - формирование у обучающихся, их родителей, у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и развития детей; своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности,  развитии интеллекта, в эффективности  учебного процесса.
Психологическая профилактика- предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся в образовательном учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам и  родителям обучающихся по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития. 
Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая; комплексная, оперативная, углубленная) - психолого-педагогическое изучение развития обучающихся на протяжении всего периода обучения. Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. 
Консультативная деятельность - оказание помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. 
Психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов.
Развитие -  развитие  личности, учебной мотивации  и деятельности, межличностных отношений на основе самопознания и саморазвития у каждого участника образовательного процесса.




Основные направления консультационной работы школьного психолога:




  • Проблемы, связанные с обучением 
  • Проблемы, связанные с воспитанием 
  • Проблемы, связанные с поведением 
  • Эмоциональные проблемы 
  • Проблемы, связанные с адаптацией 
  • Коммуникативные проблемы 
  • Проблемы, связанные с детско-родительскими отношениями 
  • Профессиональная ориентация
Не секрет, что школа является вторым домом для ребёнка. В школе дети проходят основные этапы своего взросления, учатся жить по определённым правилам, сталкиваются с первыми проблемами, добиваются первых, но таких важных и запоминающихся побед.  На протяжении всего периода обучения рядом с ребёнком находятся взрослые – родители и педагоги, в поддержке которых он постоянно нуждается. И наша задача оказывать эту помощь в трудные жизненные моменты, а также вместе радоваться успехам и достижениям, даже незначительным.
Самыми трудными периодами школьной жизни учащихся являются первый и пятый год обучения. Это связано с адаптационными процессами детей. В 1 классе дети привыкают к новому социальному статусу, теперь они ученики, новому распорядку дня, шумным одноклассникам и, конечно же, к учителю. В пятом классе помимо появления новых предметов, разных учителей период адаптации совпадает с началом полового созревания. Каким же образом родители могут помочь своим детям? Я вам предлагаю некоторые рекомендации, которые, надеюсь, помогут вам понять трудности ребёнка и оказать ему своевременную эффективную помощь.
Родители начинают сталкиваться с проблемами своих любимых чад уже с момента их рождения. И если в первые месяцы жизни главным является забота о телесном здоровье, то уже вскоре возникает значительное количество психологических проблем. Вот только небольшая часть из них - различные детские страхи (страх темноты, страх привидений, страх умереть); отношения с членами семьи (родителями, братьями-сестрами) и другими взрослыми; отношения со сверстниками, агрессивное или слишком подчиняемое поведение; проблемы развития и подготовки к школе, адаптация к школьным требованиям, к сверстникам, учителю; подростковый возраст (любовь, агрессия, наркотики).
Чем может помочь психолог:




  •  Помощь психолога при нарушении поведения
  •  Помощь психолога по устранению непослушания и конфликтов со сверстниками
  •  Оценка психологом готовности к школе
  •  Помощь психолога в адаптации к школе и школьным требованиям
Родители, помните! Дети учатся у жизни:




  • если ребенка постоянно критикуют, он учится НЕНАВИДЕТЬ.
  • если ребенок растет во вражде, он учится АГРЕССИВНОСТИ.
  • если ребенка постоянно высмеивают, он становится ЗАМКНУТЫМ.
  • если ребенок растет в упреках, он учится ЖИТЬ С ЧУВСТВОМ ВИНЫ.
  • если ребенок растет в терпимости, он учится ПРИНИМАТЬ ДРУГИХ.
  • если ребенка подбадривают, он учится ВЕРИТЬ В СЕБЯ.
  • если ребенка хвалят, он учится БЫТЬ БЛАГОДАРНЫМ.
  • если ребенок растет в честности, он учится БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ.
  • если ребенок растет в безопасности, он учится ВЕРИТЬ В ЛЮДЕЙ.
  • если ребенка поддерживают, он учится ЦЕНИТЬ СЕБЯ.
  • если ребенок живет в миролюбии и понимании, он учится НАХОДИТЬ ЛЮБОВЬ В ЭТОМ МИРЕ!
Каждый ребенок – особенный.
  Дети, как известно, все разные. Как, впрочем, и родители. Одни стремятся максимально сократить общение со школой, отправляя ребенка в "свободное плавание"; другие занимают позицию "кролика перед удавом", выполняя все требования педагогов; третьи настроены настороженно и многое принимают в штыки. Но сегодня мы все как никогда заинтересованы в сотрудничестве, чтобы школьное образование было максимально эффективным. И школьный психолог это сотрудничество способен наладить.
Если у ребенка возникли трудности в обучении, общении с одноклассниками, педагогами, психолог может понаблюдать за ребенком, внести какие-то изменения в педагогические подходы к нему, дать важный совет родителям и детям в индивидуальной консультации.
Но это далеко не все. Задача школьных психологов - психологическое сопровождение образования. Он помогает педагогам спланировать воспитательную работу, выстроить систему взаимодействия с родителями. Он может заранее увидеть назревающие конфликты и помочь разрешить их наилучшим образом.




Когда стоит поговорить с психологом.




  1. У ребенка не ладятся отношения со сверстниками, нет друзей, он податливый или, напротив, чересчур агрессивный.
  2. Он эмоционально переживает плохие оценки, школьные конфликты, обиды и т.п.
  3. У него возникли трудности в общении с учителями.
  4. Есть трудности в усвоении материала, не успевает выполнить задания, отвлекается.
  5. У ребенка нет интереса к учебе, снижена мотивация.
  6. Семья попала в трудную ситуацию (развод, неурядицы, болезнь, смерть родственника).
  7. У ученика старших классов трудности с выбором профессии, он не может выбрать сферу применения своих сил.
Десять правил воспитания Вашего ребенка
Уважаемые родители, советуем придерживаться основных десяти правил воспитания ребенка:




  1. Любить детей! т.е., его присутствие, принимать таким какое оно есть, не оскорблять его, не унижать, не подрывать его уверенности в себе, не подвергать его наказанию, не отказывать ему в своем доверии, дать ему повод любить Вас.
  2. Охранять Ваших детей. То есть защищать их от физических и душевных опасностей, даже если потребуется - жертвуя собственными интересами и рискуя собственным здоровьем.
  3. Быть добрым примером для детей!
  4. Прививать им уважение к традиционным ценностям, самому жить сообразно им, относиться к детям с чувством ответственности. Дети должны находиться в такой среде, где бытуют честность, скромность, гармония.
  5. Необходимо совместно трудиться с детьми! Помогать им, когда они принимают участие в работе.
  6. Позвольте детям приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно!. Ребенок признаёт только свой опыт, который он пережил самолично. Ваша собственная опытность нередко оказывается лишенной ценности для детей. Дайте им возможность накопить собственный опыт, даже если это связано с известным риском. Чрезмерно оберегаемые дети, "застрахованные" от любой опасности, нередко становятся социальными инвалидами.
  7. Показывайте детям возможности и пределы человеческой свободы! Специалисты физической воспитания должны раскрыть перед ними замечательные возможности развития и утверждения человеческой личности, соответственно дарованиям и особенностям каждого. Вместе с тем ребенку нужно показать, что любой человек должен признавать и соблюдать известные пределы в своих поступках в коллективе и вообще в обществе ( придерживаться законов и соблюдать правила общежития).
  8. Приучайте детей быть послушными! Вы должны следить за поведением ребенка и направлять его таким образом, чтобы его поступки не причиняли ущерба ни ему, ни другим. Детей следует вознаграждать за соблюдение установочных правил! Однако в случае необходимости следует насаждать уважение к правилам посредством наказания.
  9. Ждите от детей этого периода только таких мнений и оценок, на какие они способны в соответствии со ступенью созревания и собственным опытом.
  10. Предоставляйте ребенку возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний. Дети "питаются", так же как и взрослые, переживаниями, которые дают им возможность ознакомиться с жизнью других людей и с окружающим миром.
Эти правила содержат педагогические наставления Песталоци, Фребеля, Черни, учитывают современный педагогический опыт.
Школьные страхи.
Готовность ребенка к школе вызывает уже страх у взрослых. Это действительно проблема - интеллектуальной и психологической готовности к школе. Кто-то готов к школьным занятиям в шесть лет, а кому-то лучше пойти в школу попозже, 7-8 лет.
Некоторым детям сложно привыкнуть к школьным требованиям, и они начинают бояться. Бояться отвечать у доски, быть наказанным, получить двойку, страх экзаменов. А у кого-то плохо складываются отношения со сверстниками - одни слишком агрессивны, другие наоборот излишне пассивны и подчиняемы.
 




Ох уж этот подростковый возраст.
 В подростковый период происходят значительные физиологические и психологические изменения, связанные с взрослением. Ряд исследователей сравнивает подростковый возраст по скорости биологических изменений с периодом внутриутробного развития и с двумя первыми годами жизни.
Для подростка в это время характерно:




  •  частая смена настроения;
  •  депрессия;
  •  неусидчивость и плохая концентрация внимания;
  •  раздражительность;
  •  импульсивность;
  •  тревога;
  •  агрессия и проблемное поведение.
Выделяют два варианта протекания подросткового кризиса. Кризис независимости, который характеризуется упрямством, своеволием, отрицанием ценностей взрослых, игнорированием их требований. В крайних случаях формируется нарушенное, асоциальное поведение.
Второй вариант, кризис зависимости, противоположен первому и отличается чрезмерным послушанием, зависимостью от старших или более сильных, приостановкой развития на старых, детских формах поведения. В крайних случаях происходит задержка развития и формирование инфантильно - зависимой личности, "вечного ребенка".
Несчастная любовь и связанные с ней переживания приходятся как раз на этот сложный возраст. Возникают проблемы отношения со сверстниками и конечно с противоположным полом. Порой необходимость принимать решение о возможности близких отношений, в ответ на настойчивые требования партнера. Как тут быть? У кого попросить совет?
Дурные компании особенно опасны для подростка с подчиняемым характером (ведомым), когда им могут манипулировать другие, более сильные и искушенные.
Психоактивные вещества (алкоголь и наркотики) в этот бурный период кризиса могут быть использованы, как один из способов приспособления к окружающему миру, снимая повышенную тревожность и неудовлетворенность подростка, являясь, однако, по сути дезадаптивными средствами. Наиболее часто это возможно в крайних вариантах пубертатного криза, как при кризисе независимости, так и при кризисе зависимости.
В жизни обычно отмечается одновременное присутствие стремления к зависимости и независимости. Подросток одновременно добивается от взрослых равных прав, требует расширения рамок дозволенного, отстаивает свои взгляды и одновременно в этот период продолжает нуждаться в поддержке и защите взрослых, ожидая, часто неосознанно, что взрослые оградят его от слишком рискованных шагов. В сложных жизненных ситуациях подростки нуждаются в помощи и защите взрослых не меньше, чем дети трехлетнего возраста.
Подростковый возраст наиболее противоречивый и конфликтный. Порой родители оказываются в растерянности: наказания уже не действуют, а других способов разрешения конфликта "отцы и дети" не знают". Конфликт взрослых и детей, описанный еще Тургеневым в известном романе, связан с юношеским максимализмом и критическим отношением к собственным родителям, с выпячиванием и застреванием на их недостатках. С другой стороны многим родителям сложно понимать своего взрослеющего ребенка, они продолжаю разговаривать с ним «находясь на  девятом этаже,  будучи не в состоянии спуститься на первый», к своему опыту переживаний подросткового возраста. Как ни странно, но подростки более объективно оценивают своих родителей, чем те - своих детей. В тоже время потребность у подростков в интимном общении с родителями велика, но в силу неверия подростков в понимание родителей часто остается неудовлетворенной.
Пошаговая система поведения в конфликте




(подсказка для родителей).
 




  1. Коротко, в одном предложении, ясно и спокойным тоном сформулируйте то, что Вы хотите сказать ребенку. Обсуждайте ситуацию, не унижая достоинства ребенка. "Сегодня звонили из школы и мне сказали, что ты не был там уже неделю."  "Мне сообщили знакомые, что видели вчера тебя в дурной компании и ты был пьян."
  2. Скажите ребенку, что Вы чувствуете по поводу этой ситуации, используя  "Я - высказывание", говорите о том, что Вы чувствуете. "Я обеспокоена, когда слышу это". "Я огорчена этим". "Я так волнуюсь за тебя".
  3. Укажите на те возможные последствия, которые Вы видите. "Я боюсь, что ты не сможешь закончить школу и не сумеешь обеспечивать себя в жизни. Возможно, твоя жизнь сложится так же, как у нашего соседа, который живет один, нигде не работает и вечно голодает". "Я боюсь, что в этой компании ты попадешь в неприятную историю, так же, как Коля из соседнего подъезда, который вернулся из тюрьмы инвалидом и теперь не может даже создать семью". "Я беспокоюсь за тебя каждый вечер, когда ты поздно приходишь. Я боюсь, что если ты продолжишь шататься по улицам в этой компании, тебя когда-нибудь изнасилуют, так же, как это случилось со Светой".
  4. Признайте Ваши затруднения в решении проблем Вашего ребенка, переложите ответственность за его поступки на самого ребенка. "Я хочу, чтобы ты хорошо закончил школу, но я знаю, что не могу  все время контролировать тебя - ты сам отвечаешь за это и за свою последующую жизнь". "Я хотела бы видеть тебя к 22.00,  но я знаю, что не могу тебя заставить выполнить это. Ты сама принимаешь решения и только ты отвечаешь за них". 
  5. Предложите своему ребенку помощь, если он показывает Вам, что нуждается в ней и готов ее получить.
  6. Обязательно скажите Вашему ребенку, что Вы верите в него и в то, что он примет верные решения, касающиеся его жизни.
Особенности воспитания.
 Характер ребенка, его отношение к окружающему миру формируются еще в утробе матери. Если его ждут, каждый день, каждый час, общаются с ним - окружающий мир при рождении полон радости и покоя.
«Ненужный» ребенок уже в утробе матери ощущает холод, угрозу, враждебность и рождается в страхе перед миром. Мать не дает тепла, ласки, защищенности. «Вирус холода» прочно внедряется в психику ребенка уже в утробе матери. Не найдя любви в семье, он будет искать ее на улице, усвоит закон стаи - слушаться сильного и никогда не идти против толпы. Большинство ребят попробовали наркотик именно, чтобы быть как все, за компанию. Кроме того, ощущение кайфа - наконец-то найденная иллюзия любви. Так формируется первичное стремление получить наслаждение искусственным путем..
Второй тип из группы риска - чрезмерно опекаемый ребенок. Это - кумир семьи, которому все позволено и основной мотив его жизни - получение удовольствия. Причем удовольствия не от общения, не от достижения цели, а от радостей простых, проверенных и наиболее доступных - телесных. В ребенке культивируется чувство исключительности, его освобождают от всех тягот жизни и ответственности за совершаемые поступки. Ребенок «из теплицы» вдруг оказывается в совершенно другом мире. Если раньше его постоянно пытались оградить от всех опасностей, культивировали осторожность и по каждому поводу навязывали свое мнение, то, немного отдалившись от семьи, он оказывается в полной растерянности - каждый стресс вызывает боль, каждый самостоятельный шаг дается с трудом. Первый же конфликт толкает таких пациентов к поиску выхода - боль нужно снять. Если от боли головной и зубной помогает анальгин, то от душевной - шприц с дозой. Мир становится гораздо лучше. «Жизнь налаживается...»
И так именно в семьях с нарушенным воспитанием растут дети с заниженной самооценкой, отсутствием внутренних границ и запретов. Нарушенное воспитание наиболее часто проявляется гипер - или гипоопекой.




  • Гиперопека. Воспитание включает чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывание своего мнения по любому вопросу, диктование каждого шага, ограждение от опасностей, культивирование осторожности.
  • «Кумир семьи» (высокая степень гиперопеки). В воспитании преобладает постоянное восхваление ребенка и восхищение им, культивирование в нем чувства исключительности, освобождение его от всех тягот, выполнение любой его прихоти, снятие ответственности за свои поступки.
  • Гипоопека. Проявляется недостаточным внимание к ребенку со стороны родителей, игнорированием его интересов, отсутствием заботы о его развитии. В крайнем выражении представлено воспитанием по следующему типу.
  • «Золушка». Воспитание включает лишение ребенка ласки и внимания со стороны старших. Постоянное третирование ребенка, унижение, противопоставление другим детям, лишение удовольствий. 
  • «Ежовые рукавицы». Воспитание включает в себя систематическое избиение ребенка, диктаторское отношение к нему, отсутствие тепла, сочувствия и поощрения.
Общие черты для подростков с высоким риском обращения к алкоголю и наркотикам:




  • сниженная переносимость трудностей повседневной жизни;
  • стремление к новизне
  • повышенная тревожность.
  • склонность к риску и необдуманным поступкам
  • желание получать удовольствия любой ценой
Присмотритесь к себе, к своим детям. Попытайтесь понять, не грозит ли вам эта беда.
 Если вы хотите, чтобы Ваш ребенок стал алкоголиком или наркоманом.
  1. Не общайтесь с ребенком, почаще говорите ему "отстань, мне некогда, я занята...", чтобы он поскорее побежал на улицу. И пусть друзья его научат пить, курить и воровать. 
  2. В воспитании применяйте крайности - обязательно наказывайте, даже если Ваш ребенок ничего не натворил, для профилактики. Непременно используйте ремень. Или опекайте его с самого рожденья. Плачьте, рыдайте, если он невзначай упал, чтобы он никогда не научился падать и терпеть боль. Обязательно лишите его друзей - не дай бог плохому научат. Испугайте своего ребенка до смерти улицей и окружающей жизнью.
  3. Постарайтесь, чтобы он не научился быть самостоятельным, решайте за него все проблемы,  на улицу выходите только вместе, всей семьей - без Вашего контроля ни одного шага, даже если ему 25 лет
  4. Почаще говорите, что он такой же плохой, как его отец. Обзывайте его "неряхой", "неумехой" и "дураком"
  5. Постоянно ссорьтесь и скандальте, чтобы Ваши дети это видели поскорее бежали от Вас на улицу.
  6. Обязательно приучите пораньше к спиртному, объясняя, как спиртное хорошо снимает стресс и усталость, поэтому папа его и пьет, как пьют все настоящие мужчины. Относитесь к спиртному с уважением и трепетом. Если Ваша жена купила обновку, скажите "На эти деньги можно было 20 бутылок водки купить!"
 Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был здоровым и счастливым.
  1.  Любите своего ребенка! Общайтесь с ним и постоянно показывайте своими словами и жестами, что Вы его слышите, понимаете и поддерживаете. Поддерживая Ваш разговор "говорите ему "Да", "Ага", "А что потом?", "Как я тебя понимаю!", "Вот это да!". Учитесь видеть чувства ребенка по выражению его лица и жестикуляции, даже когда он скрывает их.
  2. Научите ребенка, выражать свои чувства, чтобы он не боялся их, когда он станет большим и понимал чувства других людей.
  3. Дайте Вашему ребенку реальную ответственность за какую-нибудь домашнюю работу. Ребенок, который имеет постоянное поручение по дому, ощущает себя важной частью семьи и испытывает чувство удовлетворения, выполняя свои обязанности.
  4. Одобряйте и хвалите ребенка, даже за небольшие  успехи. Его упорство и успехи сделать что-то самостоятельно важнее результатов.
  5. Если Вы рассержены на Вашего ребенка, оценивайте его поступок, а не его личность: "Тебе не удается математика? Это не страшно, надо только немного поработать и все получиться!"
  6. Учите его говорить "нет". Объясните ребенку, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом. Многие родители учат своих детей быть всегда вежливыми, почтительными и покладистыми. Однако это не позволяет ребенку быть самим собой и развивать свою индивидуальность. Такие дети нуждаются в родительском разрешении, чтобы сказать "нет", когда на них оказывают давление. Объясните Вашему ребенку, что в определенных ситуациях каждый имеет право высказать свое собственное мнение. "В окружающей нас жизни есть и хорошее и плохое.  Иногда надо уметь сказать "нет".  Например, когда тебя заставляют делать то, что тебе не нравиться" Поделитесь своим опытом решения подобных ситуаций.

Учите его отвечать за свои поступки!




ЕСЛИ ТЕБЯ ОБИЖАЮТ В ШКОЛЕ ! Наверное, у каждого из нас в памяти остались воспоминания о каком-нибудь несчастном однокласснике, которого обижали и дразнили сверстники.


Его обзывали, толкали, ломали и прятали его вещи, а главное, над ним смеялись всем классом и никто ни разу не заступился за него. Его считали чудаком и изгоем только потому, что он был не такой как все: чуть-чуть полноват, слишком умен, бедно одет или сильно заикался.


А может быть и вам довелось побывать таким «гадким утенком»?


Людей, которые нарочно наносят вред другим, я буду называть «обидчиками». Их поступки могут быть разными.


Например:




  • одноклассник заставляет делать за него уроки;
  • мальчишки больно бьют одноклассника, который не умеет драться;
  • девочки дразнят одноклассницу из-за немодной одежды;
  • мальчишки заталкивают девочек в мужской туалет – и наоборот;
  • кто-то подбрасывает в классе записки с оскорблениями про одного из учеников;
  • старшеклассники нарочно сбивают первоклассников с ног, когда бегут по школе;
  • дети разорвали тетрадь своего одноклассника – просто, чтобы подразнить его;
  • новенькую девочку не принимают в игры и не хотят с ней дружить;
  • ребята заперли мальчишку в кабинете и он опоздал на завтрак;
  • одноклассник дразнит девочку «жирной» и старается её толкнуть или ударить.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ!


ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ:


Обидчики могут приставать к любому человеку. Поэтому надо знать, как справляться с ними. Вот несколько правил поведения в таких случаях.




  • Когда ты плачешь, вопишь или убегаешь, обидчик получает удовольствие и развлекается за твой счёт. Смотри ему (ей) в глаза, держись прямо и уверенно. Спокойно уйди.
  • Постарайся не выходить из себя. Сохраняй спокойствие.
  • Говори медленно, чётко и твердо.
  • Если к тебе пристают, постарайся не оставаться в одиночестве. Попроси друзей быть рядом.
  • Подумай, нельзя ли избежать встречи с обидчиками. Может быть, стоит выходить раньше или позже, выбрать другую дорогу.
  • Не бери с собой деньги или дорогие вещи и не хвастай ими. Если у тебя требуют деньги или какие-то вещи, скажи, что родители проверят, где они. Если у тебя всё же что-то отобрали, не дерись. Расскажи об этом взрослым. Не нужно бояться правды.
  • Если тебе дали смешное прозвище, постарайся отнестись к нему с юмором. Не бойся посмеяться над собой.
  • Если прозвище оскорбительное, не нервничай. Твёрдо скажи обидчику, что в его словах нет ничего остроумного.
  • Никогда не угрожай обидчику.
  • Не бойся признаться в том, что к тебе пристают. Лучше всего сказать об этом взрослым. В школе ты можешь сказать об этом классному руководителю, социальному педагогу или психологу. Дома ты обязательно должен рассказать об этом родителям. Это не значит «ябедничать»! Помни, что, если обидчика не остановить, ему может понравиться издеваться над другими людьми. В следующий раз пострадает кто-нибудь ещё.
  • Не нужно стесняться того, что к тебе пристают. Через это проходят очень многие люди. Дело в том, что НЕ ТЫ ПЛОХОЙ ЧЕЛОВЕК, а ТВОИ ОБИДЧИКИ НЕ УМЕЮТ НОРМАЛЬНО СЕБЯ ВЕСТИ.

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ОБИДЧИКОВ:


Во-первых, очень важное правило: старайся не оставаться в одиночестве. Не скрывай от друзей, что к тебе пристают. Расскажи обо всём и попроси друзей быть рядом.


Во-вторых, если к тебе пристают обидчики, отвечай шуткой. Можно даже придумать заранее, как ты ответишь на дразнилки. Отвечай, не задерживаясь. Шутка – лучший помощник. Но помни: твоя шутка не должна быть обидной. Потренируйся дома (перед зеркалом), чтобы отвечать обидчику быстро и с улыбкой.


В-третьих, чтобы не зависеть от обидчиков, хорошо найти себе дело по душе. Например, заняться спортом или танцами. Записаться в художественную или театральную студию, в «живой уголок». Важно, чтобы тебе это нравилось и было интересно. Так, кстати, можно найти друзей.


«Я хочу, чтобы все вы поняли: НЕЛЬЗЯ БОЯТЬСЯ ОБИДЧИКОВ!»


ПОПРОБУЙ ВЫПОЛНИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ:


 


Человек не всегда понимает, что его поведение и слова тебе неприятны. Он (она) может считать их просто шуткой. Поэтому важно сразу сказать, что тебе не нравятся подобные шутки. Сделать это бывает трудно.


Потренируйся дома перед зеркалом. Смотри в зеркало и скажи обидчику: «Мне не нравится, когда ты так говоришь!»


Постарайся не кричать. Научись говорить спокойно и твёрдо, глядя обидчику в глаза. Любой обидчик – всегда трус, поэтому не надо бояться.


Каждое утро и каждый вечер произноси, глядя в зеркало:


Я  НЕ  ПОЗВОЛЯЮ СЕБЯ ОБИЖАТЬ!


Я  УМЕЮ  СПРАВЛЯТЬСЯ С ОБИДЧИКАМИ!


ПОМНИ: Если ты не терпишь обиды, а пытаешься изменить ситуацию, ты вызываешь уважение.